We care about football

УЕФА - 90-е и новый век

УЕФА - 90-е и новый век
Леннарт Юханссон был президентом УЕФА в течение 17 лет ©UEFA.com

Новости

Календарь

Девяностые годы прошлого столетия и начало XXI века ознаменовались взрывным ростом и развитием европейского футбола. Телевидение, бизнес, финансовые процессы, маркетинг, спонсорство и глобальная связь изменили облик спорта, а геополитические реформы обновили карту Европы. Как и всегда, УЕФА смог своевременно отреагировать на новые условия, что нашло отражение почти во всех областях деятельности союза в виде ряда нововведений. Главными действующими лицами того периода были президент УЕФА Леннарт Юханссон (Швеция), избранный в 1990 году, и генеральный секретарь Герхард Айгнер (Германия), в 1989 году сменивший на этой должности Ханса Бангертера (Швейцария).

В 1996 году в финальной стадии чемпионата Европы впервые участие приняло 16 сборных. На клубном уровне УЕФА в 1992 году реформировал Кубок европейских чемпионов. Он был переименован в Лигу чемпионов УЕФА, которая на данный момент является самым престижным клубным турниром в мире.

Другими важными мерами адаптации клубных соревнований к новым реалиям европейского футбола стали упразднение в 1999 году Кубка кубков и расширение Кубка УЕФА. Начиная с сезона 2004/05 в последнем появился групповой этап, лучшие команды которого продолжали участие в плей-офф. И Лига чемпионов УЕФА, и Кубок УЕФА, переименованный в 2009 году в Лигу Европы УЕФА, показали себя коммерчески сильными турнирами, которые не только приносят доход, используемый для процветания всего европейского футбола, но и захватывают болельщиков.

Собственный облик обрел и женский футбол. Стартовавшее в 1982 году первенство Европы среди женщин к 1989-му превратилось в полноценный чемпионат Европы. В сезоне 2001/02 был проведен первый турнир для женских клубов. Тогда же впервые прошли континентальные турниры среди сборных и клубов по футзалу.

В начале 90-х в Восточной Европе появилось множество новых стран, а с ними - национальных ассоциаций, сборных и клубов, что естественным образом привело к увеличению масштабов различных турниров УЕФА. На свет появились такие соревнования, как Кубок Интертото (1995), чемпионат Европы среди девушек до 18 лет (1997/98) и Кубок регионов для любительских команд (1999).

Важную роль в спорте стал играть бизнес. Поэтому УЕФА начал уделять особое внимание перераспределению прибыли между разными секторами футбола на всех его уровнях. Не менее активную позицию занял УЕФА и в сфере организации футбола.

В связи с трагедией 1985 года на бельгийском стадионе "Эйзель" УЕФА возглавил движение по повышению уровня безопасности, ужесточил требования в этой области и потребовал оснащения стадионов только сидячими местами. 

В 90-е процесс усиленной интеграции в Западной Европе повлек за собой более интенсивное сотрудничество УЕФА с Европейским союзом по целому ряду вопросов, включая права на трансляции матчей в разных государствах. Решение Европейского суда по делу Босмана в 1995 году обязало УЕФА (и весь европейский футбол) принять обширные поправки к своим нормативно-правовым актам и правилам, оговаривающим трансферы футболистов и включение в состав легионеров.

С 1987 года бюджет и штат УЕФА стали заметно расти. Отмена границ на территории большей части Европы повлекла за собой ряд юридических изменений; в области продажи телевизионных прав стали использоваться более сложные и агрессивные маркетинговые стратегии; возник интерес к футбольным клубам на рынке ценных бумаг, а также со стороны крупных политических структур; ведущие европейские клубы наращивали свою мощь. Ввиду колоссального увеличения финансовых потоков в футболе, а также больших политических и законодательных изменений европейский футбольный союз был обязан максимально быстро адаптироваться к новым условиям. Для удобства организации работы в 1995 году было принято решение перенести главный офис УЕФА в Ньон после 30 лет в Берне. Осенью 1999 года на берегу Женевского озера была открыта новая штаб-квартира союза.

В декабре 1999 года Исполнительный комитет УЕФА принял решение о дальнейшей реструктуризации европейского футбольного союза. Административная структура претерпела значительные изменения, были установлены новые приоритеты. Администрацию УЕФА в должности директора-распорядителя возглавил прежний генеральный секретарь Герхард Айгнер. Вместе с комитетами и экспертными группами УЕФА продолжал руководить современным футболом.

Европейский футбольный союз признал, что клубы и профессиональные лиги должны принимать более активное участие в деятельности УЕФА. Союз стал налаживать более интенсивное общение с клубами и лигами, сохраняя при этом тесные отношения с национальными ассоциациями. Было очевидно, что для поддержания высокого спортивного и коммерческого престижа УЕФА надо учитывать интересы всех членов европейской футбольной семьи. В том числе и крупнейших клубов, которые, участвуя в турнирах УЕФА, приносят тем самым солидный доход.

В апреле 2002 года на Конгрессе УЕФА в Стокгольме президентом союза на четвертый срок был переизбран Леннарт Юханссон. После того как в начале 2004 года Ларс-Кристер Ольссон сменил на посту директора-распорядителя ушедшего на пенсию Герхарда Айгнера, во главе УЕФА остались два шведа. В 2004 году европейский футбольный союз отметил 50-летний юбилей. К нему был приурочен целых ряд событий и мероприятий.

Впоследствии УЕФА продолжил борьбу за более четкую юридическую базу для спорта и признание его специфической природы в будущем законодательстве ЕС. Диалог с Евросоюзом фокусировался на конкретных проблемах, с которыми сталкивается спорт. А также на том, как институты и члены ЕС вместе с футбольными властями могут обеспечить европейскому спорту в целом и футболу в частности стабильную и четкую юридическую базу.

Крупнейший клубный турнир Европы - Лига чемпионов УЕФА, которая раньше называлась Кубком европейских чемпионов, - тоже отметил 50-летний юбилей. Высокий престиж турнира в СМИ и успешный маркетинг идут рука об руку с матчами высочайшего класса, в которых принимают участие лучшие футболисты мира. Введенный в сезоне 2003/04 формат (с одним групповым этапом и стадией плей-офф, начинающейся с 1/8 финала) прижился. Параллельно шла работа над развитием имиджа Кубка УЕФА. Для этого в розыгрыш был включен групповой этап с участием 40 команд. Что касается турниров для сборных, то ЕВРО-2004 в Португалии побил множество рекордов и прошел с блеском. Неожиданная победа Греции подтвердила, что в футболе нет ничего невозможного.

Чтобы осуществлять организацию ЕВРО-2008 в Австрии и Швейцарии, внутри УЕФА была создана дочерняя компания UEFA Euro 2008 SA. Футбольный союз также усилил борьбу с допингом, для чего в администрации УЕФА был учрежден специальный антидопинговый отдел.

К сезону 2004/05 вступила в действие система лицензирования клубов, направленная на то, чтобы последние управлялись более эффективно. Цель системы - повысить стандарты качества в европейском клубном футболе путем развития экономических возможностей клубов, применения надлежащих финансовых инструментов, а также приведения спортивной, административной и юридической инфраструктуры клубов в соответствие с требованиями УЕФА.

УЕФА также ведет активную деятельность социального и гуманитарного характера, например, борется с расизмом. УЕФА верит, что футбол имеет силу влияния на общество, и поэтому также сотрудничает с рядом других социальных организаций. В новом веке УЕФА старается не отставать от бурного развития новых средств массовой информации. Поэтому в 2001 году была учреждена дочерняя компания UEFA New Media, позже переименованная в UEFA Media Technologies SA, которая занимается новыми видами СМИ, а также был серьезно обновлен сайт UEFA.com.

В январе 2007 года для УЕФА началась новая эра - на XXXI Очередном Конгрессе УЕФА в Дюссельдорфе президентом союза был избран один из лучших игроков 80-х Мишель Платини. Леннарт Юханссон, который верой и правдой отслужил европейскому футболу 17 лет, стал почетным президентом УЕФА.

Обновлено: 14.02.17 2.33CET

We care about football

UEFA - the 1990s and new millenium

UEFA - the 1990s and new millenium
Lennart Johansson was UEFA President for 17 years ©UEFA.com

In the 1990s and new millenium, European football experienced explosive growth and development. Aspects such as television, business and finance, marketing, sponsorship and global communication changed the face of the game, and political upheavals altered the map of Europe. Once again, UEFA was able to stay in tune with the times, and initiated or was involved in a variety of innovative measures. The figureheads during this period were UEFA President Lennart Johansson (Sweden), who was elected to office in 1990, and Gerhard Aigner (Germany), who succeeded Hans Bangerter (Switzerland) as UEFA General Secretary in 1989.

For the first time, 16 teams took part in a UEFA European Football Championship final round in England in 1996. On the club competition front, UEFA made wholesale changes to the European Champion Clubs' Cup from 1992. The competition became the UEFA Champions League, the most prestigious club competition in the world.

In another important move to adapt its club competitions to changing circumstances on the European football scene, the decision was taken in 1999 to abolish the UEFA Cup Winners' Cup competition, and to expand the UEFA Cup. From 2004/05, the latter competition featured a group phase and knockout rounds. Both the UEFA Champions League and the UEFA Cup – from 2009, renamed the UEFA Europa League – proved to be powerful commercial and sporting entities which not only generate revenue for European football's well-being, but also captivate football enthusiasts.

The women's game forged its own identity – 1982 saw the inaugural European women's competition, which evolved into the UEFA European Women's Championship by 1989 – and the inaugural European women's club competition was launched in 2001/02. European national-team and club competitions for futsal players were also introduced in the latter period.

New countries emerged in eastern Europe from the start of the 1990s, bringing the birth of new associations, national and club teams, and the subsequent expansion in size of the various UEFA competitions. This was reflected in the continued introduction of new competitions (the UEFA Intertoto Cup in 1995, a women's Under-18 championship in 1997/98, and the UEFA Regions' Cup for amateur footballers in 1999).

As football became more commercially-driven, UEFA continued to give vital emphasis to reinvesting the funds generated by its activities back into the game at all levels. Away from the competition scene, UEFA was no less active.

It was at the forefront of moves to improve safety and security at football matches in the wake of the Heysel Stadium disaster in Belgium in 1985, with stringent security requirements and provisions implemented for all-seated spectators at UEFA matches.

During the 1990s, the integration process within western Europe brought about the intensification of contacts between UEFA and the European Union (EU) on a host of matters, including cross-border TV broadcasts. The Bosman ruling by the European Court of Justice in 1995 obliged UEFA (and European football as a whole) to make wide-ranging changes to regulations and policies on international transfers, as well as on the fielding by clubs of foreign players.

From 1987 onwards, UEFA experienced dramatic growth in terms of staff and budget. There were also the effects, particularly from a legal point of view, of a Europe without borders; TV rights matters and the rise of more sophisticated and aggressive marketing techniques; football clubs being quoted on the stock market; increasing involvement of political bodies in football; and the growing influence and power of Europe's leading football clubs. Football's commercial growth, as well as the resultant legal and political challenges, increased the pressure on UEFA to adapt without delay and question its role within the game's new realities. One decision was for UEFA to move to the western Swiss town of Nyon in 1995 after three decades in the Swiss federal capital, Berne, and open a new headquarters – the House of European Football – on the banks of Lake Geneva in autumn 1999.

In December 1999, the UEFA Executive Committee decided to go ahead with the revamping of the European body. The administrative set-up underwent an overhaul, new priorities were set, and UEFA General Secretary Gerhard Aigner became chief executive to lead the UEFA administration, which continued to work alongside committees and expert panels on every facet of modern-day football.

Around this time, it was also recognised that the clubs and professional leagues should be given greater representation within UEFA's activities. UEFA pursued an intensification of dialogue with the top clubs and leagues, while maintaining its long-standing bond with its member associations. It was evident that to maintain its credibility, in both sporting and commercial terms, UEFA had to represent the entire spectrum of the football family – including the elite clubs, who generate considerable revenue in the major European competitions.

Lennart Johansson was elected for a fourth term of office as UEFA President at the Stockholm Congress in April 2002, and Lars-Christer Olsson's appointment as chief executive to replace the retiring Gerhard Aigner meant that two Swedes were at UEFA's helm from the start of 2004. The Scandinavian duo were in place to lead UEFA through its 50th anniversary celebrations in 2004, in which a host of events and special activities took place over a special year.

The following period saw UEFA continue to pursue its quest for greater legal certainty for sport and the recognition of sport's specific nature within the framework of future EU legislation, to ensure sport's well-being in the future. Dialogue with the EU focused on concrete issues facing sport and on how the EU institutions, the EU member states and the European football authorities could provide a comprehensive and robust legal framework for European sport in general and football in particular.

In club competitions, the UEFA Champions League – previously the European Champion Clubs' Cup – celebrated its 50th anniversary, with media and marketing successes going hand-in-hand with memorable football. A new format was introduced for the 2003/04 season – one group stage and a knockout phase beginning with 16 teams. At the same time, work to enhance the UEFA Cup's image was ongoing, with the introduction of a 40-team group stage a key step forward. On the national-team scene, UEFA EURO 2004 in Portugal broke records across the board, and the glorious unpredictability of football was confirmed when the outsiders Greece took the title.

Within UEFA, a fully-owned affiliated company, UEFA Euro 2008 SA, was set up to implement the organisation of UEFA EURO 2008 in Austria and Switzerland. The fight against doping was stepped up, with a new anti-doping unit created within the UEFA administration.

The UEFA club licensing system was in place in time for the 2004/05 season, with the aim being to provide a framework for clubs to run themselves more efficiently. The system aimed to improve quality standards in European football, including improvement of clubs' economic and financial capabilities, through the installation of appropriate financial tools, as well as the adaptation of their sporting, administrative and legal infrastructures to meet UEFA's requirements.

UEFA also undertook untiring campaign work in various social and humanitarian areas, including the fight against racism. Partnerships were forged with other specific bodies as UEFA looked to support the belief that football could be used as a force to benefit society. In the new millenium, UEFA kept pace with the rapid development of new communications outlets with the launching in 2001 of a new subsidiary company dealing with new communications, UEFA New Media – eventually to be renamed UEFA Media Technologies SA – and relaunch of UEFA.com.

A new era began for UEFA in January 2007, when Michel Platini (France), one of the world's top players from the 1980s, was elected as UEFA President at the XXXI Ordinary UEFA Congress in Dusseldorf. Lennart Johansson was named honorary president after 17 years of outstanding service to European football.

Last updated: 09/05/14 2.30CET
  • © 1998-2014 UEFA. All rights reserved.
  • The UEFA word, the UEFA logo and all marks related to UEFA competitions, are protected by trade marks and/or copyright of UEFA. No use for commercial purposes may be made of such trade marks. Use of UEFA.com signifies your agreement to the Terms and Conditions and Privacy Policy.