Грузия

ГрузияФедерация футбола Грузии

We care about football

По футбольному пути

В конце 80-х ни для кого не было секретом, что Советский Союз близок к краху. Первый шаг Грузии к независимости был связан с футболом.
По футбольному пути
Лучший бомбардир в истории сборной Грузии Шота Арвеладзе забил 27 голов в 63 матчах ©Sportsfile

По футбольному пути

В конце 80-х ни для кого не было секретом, что Советский Союз близок к краху. Первый шаг Грузии к независимости был связан с футболом.

Когда в конце 80-х СССР был близок к краху, первый шаг Грузии к независимости был связан с футболом.

15 февраля 1990 года Футбольный конгресс Грузии принял решение покинуть чемпионат СССР и создать свой национальный турнир. Знаменитый тренер Нодар Ахалкаци, под началом которого тбилисское "Динамо" в 1981 году завоевало Кубок обладателей кубков, стал первым президентом Футбольной федерации Грузии (ФФГ). Вскоре начались первые внутренние состязания. 27 мая 1990 года состоялся дебютный матч сборной против Литвы - 2:2. Вскоре Грузия стала членом ФИФА, а в 1992 году - полноправным членом УЕФА.

Официальный дебют грузинской сборной пришелся на домашнюю встречу с Молдовой 7 сентября 1994 года. В отборочном цикле ЕВРО-1996 Грузия, помимо молдаван, играла против Германии, Болгарии, Уэльса и Албании, уступив в турнирной таблице лишь немцам с болгарами. Первую победу грузины отпраздновали над валлийцами, разгромив их в Тбилиси со счетом 5:0. В квалификации ЧМ-1998 грузины сразились с Англией, Италией, Польшей и Молдовой и поделили третье место с поляками. Цикл ЕВРО-2000 не принес значительных достижений, но в отборочных играх ЧМ-2002 Грузия вновь заняла третье место, уступив Италии и Румынии.

По инициативе Нодара Ахалкаци-младшего, который руководил ФФГ в первой декаде XXI века, возглавлять сборную приглашались именитые иностранные специалисты, такие как Клаус Топпмеллер и Эктор Купер. Однако лучше всех командой руководил ее бывший игрок Тимур Кецбая - ни одного поражения в первых десяти матчах, а всего - 40 встреч. В том числе нулевая ничья с Францией и победа над Хорватией - 1:0. Гол забил Леван Кобиашвили, который впоследствии стал первым из грузин, сыгравшим сто матчей за сборную.

Юношеские сборные Грузии не раз выступали на чемпионатах Европы. В 1997 году выстрелили юноши в категории до 17 лет, два года спустя они сыграли на чемпионате среди юношей до 19 лет, а в 2002 году 17-летние грузинские футболисты добрались на чемпионате Европы до четвертьфинала. Новых успехов пришлось ждать 10 лет. В 2012 году сборная дошла до полуфинала на ЧЕ среди юношей до 17 лет, а год спустя выступила в финальной стадии следующей возрастной категории.

Грузинские клубы регулярно участвуют в отборочных раундах Лиги чемпионов и Лиги Европы УЕФА. Однако до тбилисского "Динамо" 70-80-х им еще далеко. В 1981 году динамовцы завоевали Кубок кубков, а сезон спустя добрались до полуфинала, доказав закономерность своего успеха. Дебют "Динамо" в Кубке европейских чемпионов состоялся двумя годами ранее, когда грузины выбили в 1/16 финала грозный "Ливерпуль".

В 1998 году в грузинском футболе произошли важные изменения - президент ФФГ Мераб Жордания предложил новые правила проведения чемпионата страны, и количество клубов в высшей лиге сократилось с 16 до 12. В результате матчи стали увлекательнее и популярнее. Логическим продолжением стало попадание тбилисского "Динамо" в групповой этап Кубка УЕФА в 2004 году, когда турнир впервые проводился в новом формате.

При этом грузинскому футболу уже есть чем хвастать. Самым успешным его воспитанником остается Кахабер Каладзе, который в составе "Милана" по два раза побеждал в Лиге чемпионов и Суперкубке УЕФА, а также выиграл чемпионат мира среди клубов. Кроме того, в 2012 году Тбилиси получил право принимать Суперкубок УЕФА-2015 на стадионе имени Михаила Месхи.

http://ru.uefa.com/member-associations/association=geo/news/newsid=948874.html#по+футбольному+пути

Вверх страницы  

Президент

 

Леван Кобиашвили

Леван Кобиашвили

Гражданство: Грузия
Дата рождения: 10 июля 1977 года
Возглавил национальную ассоциацию: 2015

• Уроженец Тбилиси выступал на родине за руставский "Металлург" и столичное "Динамо", но почти половину своей жизни провел за границей. После года во владикавказской "Алании" он перебрался в Германию, где защищал цвета "Фрайбурга", "Шальке-04" и "Герты". На счету Кобиашивли 351 матч в бундеслиге, что является вторым показателем среди легионеров.

• В сборной Грузии защитник дебютировал 1 сентября 1996 года товарищеским матчем в Норвегии. В 2000 и 2005 годах Кобиашвили признавался лучшим футболистом страны, а 11 октября 2011-го стал первым грузином, сыгравшим сто матчей за сборную.

• Игровую карьеру Кобиашвили завершил в 2014 году. Уже имея на руках тренерскую лицензию, он окончил в Германии школу спортивного менеджмента и отработал год в клубной структуре "Герты". "Это очень эмоциональный день для меня. Свои чувства могу сравнить с теми, что испытал, когда впервые пришел на футбол или получил первый вызов в сборную", - сказал он после избрания в октябре 2015 года президентом Федерации футбола Грузии.

Генеральный секретарь

 

Давид Муджири

Давид Муджири

Гражданство: Грузия
Дата рождения: 2 января 1978 года
В должности генсека: 2015

• Давид Муджири - сын бывшего защитника тбилисского "Динамо" Дмитрия Муджири. В 1998 году Муджири-младший завоевал Кубок Грузии. В опросе местной спортивной газеты 20-летний Муджири был признан лучшим футболистом чемпионата Грузии, после чего отправился в "Шериф".

• В 2001-м в составе "Шерифа" выиграл чемпионат и Кубок Молдовы, став лучшим бомбардиром национального первенства с 17 голами. Вскоре уехал в "Штурм" и играл в Австрии пять лет. В 2002 году клуб из Граца занял второе место в первенстве страны и добрался до финала национального кубка.

• Играл в России за "Крылья Советов" и московский "Локомотив", некоторое время выступал в Японии за "Санфречче Хиросиму". Вернувшись на родину, в 2012-м стал чемпионом страны в составе "Зестапони". Завершил игровую карьеру и тут же стал главным тренером клуба. Позже работал спортивным директором "Самтредии". Муджири - дипломированный журналист, который знает грузинский, русский, английский и немецкий языки.

Информация о федерации

  • Дата основания: 1990
  • Членство в УЕФА: 1992
  • Членство в ФИФА: 1992
  • Адрес: 76a Chavchavadze Avenue 0162 TBILISI
  • Телефон: +995 32 912 680
  • Факс: +995 322 91 59 95

Рейтинг ассоциаций

СтранаКлубыО
38ИрландияИрландия1/46.575
39Босния и ГерцеговинаБосния и Герцеговина0/46.500
40ГрузияГрузия0/46.375
41ЛатвияЛатвия0/46.125
42БЮР МакедонияБЮР Македония0/45.625
Обновлено: 07/12/2016 08:39 CET

Награды сборных

Нет трофеев

Национальные турниры

Грузинская высшая лига 2016 Группа White

КлубыИО
1Чихура1229
2Динамо Тбилиси1223
3Торпедо Кутаиси1215
4Локомотиви Тбилиси1215
5Шукура1212
6Гурия1211
7Цхинвали129

Грузинская высшая лига 2016 Группа Red

КлубыИО
1Самтредия1227
2Динамо Батуми1220
3Сабуртало1219
4Колхети1218
5Дила1217
6Сиони1211
7Зугдиди126
Обновлено: 11/12/2016 12:50 CET

GeorgiaGeorgian Football Federation

We care about football

Georgian goal remains the same

The Georgian FA continues to work towards its goal of successful club and national teams.
Georgian goal remains the same
Georgia coach Temuri Ketsbaia (right) oversees a recent UEFA EURO 2016 qualifier ©AFP/Getty Images

Georgian goal remains the same

The Georgian FA continues to work towards its goal of successful club and national teams.

As the USSR entered its final days at the end of the 1980s, the first steps towards an independent Georgia were taken by the country's football community.

On 15 February 1990 the Football Congress of Georgia decided to abandon the competitions of the Soviet Union and organise its own national championship. At the same time, Nodar Akhalkatsi, who as coach led FC Dinamo Tbilisi to glory in the 1981 European Cup Winners' Cup, was elected as the first president of an autonomous Georgian Football Federation (Sakartvelos Fekhburtis Federatsia – SFF). The USSR would finally collapse in December 1991.

As well as witnessing the initial staging of the Georgian Premier League, or Umaglesi Liga, 1990 was also notable for Georgia's national team debut. On 27 May, they achieved a 2-2 friendly draw with Lithuania. Further momentum was gained when the SFF was admitted to football's worldwide governing body FIFA and subsequently became a full member of UEFA in 1992.

The national team made their competitive bow in the qualifying tournament for EURO '96, kicking off at home to Moldova on 7 September 1994. Although that match was lost, the new country performed impressively by finishing third in a qualification group containing Germany, Bulgaria, Albania and Wales. It was against the Welsh that Georgia claimed their first competitive win  a 5-0 victory in Tbilisi  earned by goals from Temuri Ketsbaia (2), Georgi Kinkladze, Gocha Gogrichiani and Shota Arveladze. The side were then level on points with third-placed Poland in their maiden attempt at FIFA World Cup qualification, for France '98, before making that position their own behind Italy and Romania  in the preliminaries for the 2002 World Cup.

Under Nodar Akhalkatsi Jr, who was in charge of the SFF in the first decade of the 21st century, some big-name coaches were brought in to work with the national team including Klaus Toppmöller and Héctor Cúper. However it was former Georgia player Ketsbaia who has had the most success, launching his tenure with ten unbeaten matches and going on to amass an unequalled 40 games at the helm. Among these, a 0-0 draw with France and 1-0 triumph against Croatia when Levan Kobiashvili scored the only goal. Later, Kobiashvili became the first man to play 100 times for Georgia.

Georgia have made their mark at youth level too, reaching the final tournament of five underage competitions. After appearances in the 1997 UEFA European Under-17 Championship and the 1999 UEFA European U19 Championship, they surpassed those achievements by getting to the quarter-finals of the U17 event in 2002. They had to wait ten years for their next notable result but it was worth it as Georgia made it to the semi-finals of 2012 UEFA European U17 Championship before featuring at the 2013 UEFA European U19 Championship finals.

In the club game, teams from the Umaglesi Liga figure each year in the UEFA Champions League and UEFA Europa League, routinely beginning in the preliminary rounds. However, the nation's representatives have still to attain the standard set by Dinamo Tbilisi in the late 1970s and early 80s. Dinamo not only lifted the Cup Winners' Cup, beating FC Carl Zeiss Jena in the 1981 final in Dusseldorf; Nodar Akhalkatsi Sr's side were also semi-finalists the following season. Additionally, they had knocked Liverpool FC out of the European Champion Clubs' Cup on their competition debut in 1979.

Another landmark in Georgia's football development came in 1998 when, under the presidency of Merab Zhordania, the SFF reorganised the Premier League structure, reducing it from 16 to 12 teams. This change, one of a series of reforms carried out at the time, had a positive effect as borne out by increased attendance at matches and a fresher, more exciting top flight. Next came Dinamo Tbilisi's qualification for the UEFA Cup group stage in 2004 when the tournament was first played under its new format.

Even now the Georgian game has something to boast about. Its most successful player Kakha Kaladze claimed both the UEFA Champions League and the UEFA Super Cup twice with AC Milan and also won the FIFA Club World Cup. In 2012 Dinamo were awarded the right to host the 2015 UEFA Super Cup at the Mikheil Meskhi stadium.

Skip to top  



Levan Kobiashvili

Levan Kobiashvili

Nationality: Georgian
Date of birth: 10 July 1977
Association president since: 2015

• Levan Kobiashvili started at FC Metalurgi Rustavi and FC Dinamo Tbilisi, but spent most of his playing career abroad. After a year in Russia at FC Alaniya Vladikavkaz, the defender moved to Germany, where he played for SC Freiburg, FC Schalke 04 and Hertha BSC Berlin. He is second in the list of non-German players to have played the most matches in Germany's Bundesliga (351).

• He made his debut for Georgia on 1 September 1996 in a friendly against Norway in Oslo, and soon became a fixture in the team. His country's Footballer of the Year in 2000 and 2005, he become the first Georgian to reach a century of international caps when he took the field against Greece on 11 October 2011.

• Kobiashvili obtained a coaching licence and graduated from a sports management academy in Germany after ending his playing career in 2014. He was elected as president of the Georgian Football Federation (GFF) in October 2015. "This day is very emotional for me. I can only compare it with when I first came to see a football match, or when I received my first call-up to the national team," said Kobiashvili at the association's congress in Tbilisi.

General secretary


David Mujiri

David Mujiri

Nationality: Georgian
Date of birth: 2 January 1978
General secretary since: 2015

• David Mujiri is the son of FC Dinamo Tbilisi defender Dmitri Mujiri. After winning the Georgian title in 1998, the 20-year-old was named the best player in the league by a daily sports newspaper, and moved to Moldovan club FC Sheriff.

• Mujiri won the Moldovan double with Sheriff in 2001, and finished the season as the league's best goalscorer with 17 goals to his name. He was soon on his way to SK Sturm Graz and spent five years in Austria, helping his team to the domestic runners-up spot and cup final in 2002.

• He later had spells at FC Krylya Sovetov Samara and FC Lokomotiv Moskva in Russia, as well as at Sanfrecce Hiroshima in Japan. After returning to his native country, he won the Georgian title with FC Zestaponi in 2012 before finishing his professional career and taking the helm of the club the same year. Mujiri was later sports director of FC Samtredia. He has a degree in journalism and, besides Georgian, fluently speaks Russian, German and English.

Association info

  • Founded: 1990
  • UEFA affiliation: 1992
  • FIFA affiliation: 1992
  • Address: 76a Chavchavadze Avenue 0162 TBILISI
  • Telephone: +995 32 912 680
  • Fax: +995 322 91 59 95

Association club coefficients

35Bosnia and HerzegovinaBosnia and Herzegovina0/47.500
Last updated: 26/05/2014 06:59 CET

Honours by National Teams

No titles won

  • © 1998-2015 UEFA. All rights reserved.
  • The UEFA word, the UEFA logo and all marks related to UEFA competitions, are protected by trade marks and/or copyright of UEFA. No use for commercial purposes may be made of such trade marks. Use of signifies your agreement to the Terms and Conditions and Privacy Policy.