Казахстан

КазахстанФедерация футбола Казахстана

We care about football

Европейский прогресс Казахстана

Футбол впервые появился в Казахстане в 1913 году, когда вызвал настоящий фурор в Семипалатинске.
Европейский прогресс Казахстана
В 2015 году "Астана" вышла в групповой этап Лиги чемпионов ©Getty Images

Европейский прогресс Казахстана

Футбол впервые появился в Казахстане в 1913 году, когда вызвал настоящий фурор в Семипалатинске.

Развитие футбола в Казахстане исторически связано с периодом вхождения страны в состав СССР, где она находилась с 1922 по 1991 год. Казахстанские клубы принимали участие в союзном первенстве, наибольшего успеха в котором добился "Кайрат", финишировавший в 1986 году на седьмом месте. Два сезона спустя алматинцы переиграли "Нефтчи" в финале Кубка Федерации футбола СССР.

Самыми видными футболистами того времени были выступавшие за "Кайрат" Сеильда Байшаков и Евгений Яровенко - чемпион Олимпийских игр 1988 года. В 1976 году форвард Александр Хапсалис и защитник Александр Кадейкин победили со сборной СССР на международном юношеском турнире, впоследствии превратившемся в чемпионат Европы среди юношей до 19 лет.

Футбол впервые появился в Казахстане в 1913 году в Семипалатинске. Российский купец Николай Куприянов завез в город несколько мячей из Москвы, и местная молодежь немедленно полюбила новую забаву. Вне Семипалатинска игра оставалась довольно малораспространенной, но в самом городе было пятнадцать команд, включая "Олимп", "Ласточку", "Нептун" и "Ярыш", за который играл выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов. Позже в Павлодаре возникли "Ястреб" и "Звездочка".

Первая национальная команда Казахстана была собрана в 1928 году в Петропавловске. Она приняла участие в казанской Спартакиаде, которая проводилась в СССР для автономных республик и регионов, и заняла второе место. В 1959 году была основана Футбольная федерация Казахстана реорганизованная затем в 1989-м.

После обретения в 1992 году независимости Казахстан дебютировал в официальном турнире ФИФА, приняв участие в квалификации чемпионата мира. Тогда еще будучи членом Азиатской конфедерации футбола (АФК) сборная приняла участие в отборочном цикле ЧМ-1998, а позже и ЧМ-2002. В 1998-м сборная вышла во второй отборочный круг, одолев дома и на выезде команды Ирака и Пакистана. В 1996 и 2000 году казахстанцы прошли два отборочных раунда в Кубке Азии. В тех же годах олимпийская сборная тщетно пыталась пробиться в финальный турнир в Атланту и Сидней соответственно.

Казахстанский футбол может похвастать участием сборной в финальной стадии ЧМ-1999 среди юношей до 20 лет в Нигерии и четвертым местом "Иртыша" в клубном первенстве Азии - Лиге чемпионов АФК. Футзальная сборная трижды принимала участие в чемпионате Азии, став третьей в 1999-м и второй в 2000-м. В том же году она играла в финальной стадии чемпионата мира по футзалу в Гватемале.

В 1992 году после распада СССР была создана Футбольная ассоциация Республики Казахстан. Два года спустя она была принята в члены ФИФА и АФК. В 2000-м ассоциация была переименована в Футбольный союз Казахстана (ФСК), чьим главным достижением стало вхождение в состав УЕФА. Одним из главных аргументов в пользу этого стал тот факт, что часть государства пролегает на территории Европы. В 2001 году союз вышел из АФК и двенадцать месяцев спустя был принят в УЕФА.

Решение об этом было официально принято в апреле 2002 года на Конгрессе УЕФА в Стокгольме. В 2007 году ФСК был переименован в Федерацию футбола Казахстана. Уже в составе УЕФА казахстанская сборная приняла участие в отборочных циклах чемпионатов мира 2006 и 2010 годов, а также боролась за выход на ЕВРО-2008 и ЕВРО-2012. В квалификации ЕВРО-2008 она набрала десять очков после побед над сборными Сербии и Армении, а также ничьих с бельгийцами и азербайджанцами.

Самого громкого успеха Казахстан добился в футзале. Сильнейший клуб страны алматинский "Кайрат" начиная с сезона 2005/06 в семи из десяти розыгрышей доходил до полуфинала. В кампаниях 2008/09 и 2010/11 он завоевывал бронзу, а затем дважды становился чемпионом (2012/13 и 2014/15). Кроме того, в 2008 году казахстанцы приняли участие в финальной стадии дебютного чемпионата Европы по футзалу среди молодежных сборных в Санкт-Петербурге.

Новый рубеж был покорен в 2013 году, когда карагандинский "Шахтер" стал первым местным клубом, пробившимся в групповой этап Лиги Европы УЕФА. Двумя годами позже "Астана" подняла планку еще выше, пробившись через три раунда квалификации в групповой этап Лиги чемпионов УЕФА. О том, что Казахстан занял почетное место в европейской футбольной семье, свидетельствует и проведение в Астане XXXVIII Очередного Конгресса УЕФА в марте 2014 года.

http://ru.uefa.com/member-associations/association=kaz/news/newsid=948208.html#европеискии+прогресс+казахстана

Вверх страницы  

Президент

 

Сеильда Байшаков

Сеильда Байшаков

• Уроженец Джамбула (ныне - Тараз) Сеильда Байшаков обучался футболу в местном клубе "Энергетик". Затем выступал за алматинский "Кайрат", в составе которого провел около 300 матчей. В 1977 году сыграл два официальных матча за сборную СССР.

• Впоследствии занимал должности первого вице-президента "Кайрата", главы Ассоциации футзала Казахстана, ведущего специалиста ФФК по детско-юношескому футболу, председателя судейского комитета и директора Национальной футбольной лиги.

• Байшаков получил пост вице-президента национальной ассоциации 28 августа 2007 года, в 2013-м возглавил технический комитет, а 19 октября 2016-го стал и.о. президента ФФК. В ноябре того же года был избран на пост главы федерации. "Приложу все усилия для всестороннего развития футбола в нашей стране. Уверен, что мы достойно справимся с поставленными задачами и выведем футбол на качественно новый уровень для достижения высоких целей и покорения новых вершин", - заявил он.

Генеральный секретарь

Информация о федерации

  • Дата основания: 1914
  • Членство в УЕФА: 2002
  • Членство в ФИФА: 1994
  • Адрес: 8 Saryarka ave., 4th floor, 010000 Astana
  • Телефон: +7 7172 790780
  • Факс: +7 7172 790788

Рейтинг ассоциаций

СтранаКлубыО
26КипрКипр1/417.550
27БолгарияБолгария1/415.375
28КазахстанКазахстан1/415.250
29СербияСербия0/514.900
30СловенияСловения0/413.125
Обновлено: 07/12/2016 08:39 CET

Награды сборных

Нет трофеев

Национальные турниры

  • © 1998-2016 УЕФА. Все права защищены.
  • Все права защищены. Название "UEFA", логотип УЕФА, а также элементы дизайна, относящиеся к соревнованиям УЕФА, являются зарегистрированными торговыми марками УЕФА и/или охраняются авторским правом. Использование этих торговых марок в коммерческих целях запрещено. Пользуясь сайтом UEFA.com, вы тем самым соглашаетесь с Правилами и условиями, а также с Политикой конфиденциальности информации.

Kazakhstan

KazakhstanFootball Federation of Kazakhstan

We care about football

Progress aplenty in Kazakhstan

Football arrived in Kazakhstan in 1913 when the game enjoyed a real boom in the city of Semipalatinsk.
Progress aplenty in Kazakhstan
Kazakhstan in UEFA EURO 2016 qualifying action ©Stanislav Filippov

Progress aplenty in Kazakhstan

Football arrived in Kazakhstan in 1913 when the game enjoyed a real boom in the city of Semipalatinsk.

Historically the development of football in Kazakhstan was closely connected to the USSR, because Kazakhstan was part of the Soviet Union from 1922 to 1991. Clubs participated in the USSR championship, and FC Kairat Almaty from the former capital Almaty had the most success, finishing seventh in the then top flight in 1986. Kairat also lifted the USSR Football Federation Cup two seasons later after beating Neftçi PFK of Azerbaijan.

During this period the most celebrated of Kazakhstan's footballers were Seilda Baishakov and Yevgeny Yarovenko, both from Kairat; Yarovenko was an Olympic champion with the USSR in 1988. Aleksander Khapsalis, from Kairat, and Aleksander Kadeikin of FC Irtysh Pavlodar had earlier won the International Youth Tournament, at Hungary's expense, in 1976.

Kazakhstan's first clubs were founded in 1913/14 in Semipalatinsk, after football was introduced by local merchants who had witnessed the game in England. The pioneer teams – Lastochka, Orlyata, Olimp, SSK and Yarysh – all hailed from Semipalatinsk. Mukhtar Auezov, the famous Kazakhstan novelist, ethnographer and poet, played for Yarysh. Later, Yastreb and Zvezdochka were formed in Pavlodar.

In 1928 the first official competition of the Autonomous Soviet Socialist Republic of Kazakh (ASSR) was held in Petropavlovsk. In the ensuing decades Kazakhstan's footballers participated in USSR competitions with varying success. The first body that undertook to develop the domestic game was the Football Federation of the Kazakh SSR, established in 1959 and reorganised in 1989.

After national independence in 1992, Kazakhstan featured in FIFA World Cup qualifying in 1998 and 2002 as members of the Asian Football Confederation (AFC). They prevailed in the first stage of qualification against Pakistan and Iraq in 1998, before losing to Japan, South Korea, the United Arab Emirates and Uzbekistan in the second. The national side also competed in two AFC Asian Cup qualifying rounds, in 1996 and 2000, in which years the Olympic team tried but failed to qualify for Atlanta and Sydney respectively.

Indeed, the independent Kazakhstan's most significant exploits were the youth team's involvement at the FIFA U-20 World Cup finals in Nigeria in 1999 and Irtysh Pavlodar's fourth-place finish at the 2000/01 Asian Club Championship (now the AFC Champions League). The national futsal team also contested three AFC Futsal Championships, coming third in 1999 and second in 2000, and proceeding to the FIFA Futsal World Cup in Guatemala in millennium year.

In 1992 the Independent Football Association of the Republic of Kazakhstan (FARK) was created following the dissolution of the USSR. Two years later the association gained FIFA and AFC membership. In 2000, though, FARK was re-formed to become the Football Federation of Kazakhstan (KFF) whose greatest achievement would be admittance to UEFA. Given that part of Kazakhstan's territory is in Europe – the main argument for membership – the KFF left the AFC in 2001 and 12 months later was admitted to UEFA.

It was at the UEFA Congress in Stockholm in April 2002 that Kazakhstan joined the European football movement. Subsequently, the national side have figured in European qualification for the 2006 and 2010 World Cups as well as for UEFA EURO 2008 and UEFA EURO 2012. In the 2008 campaign, Kazakhstan earned ten points, overcoming Serbia and Armenia, and drawing with Belgium and Azerbaijan.

Perhaps the most significant progress has been made in the futsal sector. Kairat Almaty, the country's strongest club, reached the last four of the UEFA Futsal Cup seven times in ten seasons from 2005/06 – claiming third place in 2008/09 and 2010/11 before winning the title in 2012/13 and 2014/15. The national Under-21 squad, meanwhile, played in the inaugural UEFA European U21 Futsal Tournament, staged in St Petersburg, Russia, in 2008. In 2013, Shakhter Karagandy became the first local club to qualify for the UEFA Europa League group stage while two years later Astana surpassed that by progressing into the UEFA Champions League group stage. Kazakhstan's place among the European football family was further confirmed by staging the XXXVIII Ordinary UEFA Congress in Astana in March 2014.

http://www.uefa.com/member-associations/association=kaz/news/newsid=945252.html#progress+aplenty+kazakhstan

Skip to top  

President

 

Seilda Bayshakov

Seilda Bayshakov

Nationality: Kazakh
Date of birth: 28 August 1950
Association president since: 2016

• Seilda Bayshakov was born in Dzhambul (now Taraz), and emerged through the youth ranks at local club FC Energetik. He went on to represent FC Kairat, and made almost 300 appearances for the Almaty side. The defender also won two caps for the USSR national side.

• He later served as FC Kairat first vice-president, president of the Futsal Association of Kazakhstan, head of youth development of the Football Federation of Kazakhstan (KFF), chairman of the Kazakhstan football referees’ committee, and director of Kazakhstan’s national football league.

• Bayshakov became KFF vice-president on 28 August 2007, and took the post of KFF technical committee chairman in 2013. On 19 October 2016, he became acting president, and was elected as the new KFF president in November. “I will make every effort to bring about the comprehensive development of football in our country,” he said after his election. “I am confident that we will be able to achieve serious objectives and reach new heights."

General secretary

 

Kanysh Aubakirov

Kanysh Aubakirov

Nationality: Kazakh
Date of birth: 25 April 1966
Association general secretary since: 2016

• Kanysh Aubakirov held senior positions in governmental and business entities until 2011, when he was appointed the first vice-president of the Football Federation of Kazakhstan (KFF). He combined this role with the position of National Football League (NFL) director.

• Owing to government commitments, Aubakirov left his NFL position, while staying with the KFF on a voluntary basis.

• In 2016, the KFF Executive Committee appointed Aubakirov as general secretary, and he is also serving as FFK first vice-president.

Association info

  • Founded: 1914
  • UEFA affiliation: 2002
  • FIFA affiliation: 1994
  • Address: 8 Saryarka ave., 4th floor, 010000 Astana
  • Telephone: +7 7172 790780
  • Fax: +7 7172 790788

Association club coefficients

CountryClubsPts
26CyprusCyprus1/417.550
27BulgariaBulgaria1/415.375
28KazakhstanKazakhstan1/415.250
29SerbiaSerbia0/514.900
30SloveniaSlovenia0/413.125
Last updated: 07/12/2016 08:39 CET

Honours by National Teams

No titles won

  • © 1998-2016 UEFA. All rights reserved.
  • The UEFA word, the UEFA logo and all marks related to UEFA competitions, are protected by trade marks and/or copyright of UEFA. No use for commercial purposes may be made of such trade marks. Use of UEFA.com signifies your agreement to the Terms and Conditions and Privacy Policy.